+7 (904) 972 04 60
Челябинск, ул. Курчатова, д. 23Б, оф. 210

курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации

«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»

Нейропсихология - наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии,  изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования. Данный  курс повышения квалификации  разработан специалистами интеллектуального и личностного развития «ЛОГОС» и Уральского федерального университета г.Екатеринбург и реализуется совместно с ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

Цели курса:

Знакомство с одним из современных направлений в работе с детьми, имеющими различные формы отклоняющегося развития.

Освоение методик нейропсихологической диагностики и коррекции детей.

Курс состоит из трех модулей:

Теоретические основы нейропсихологии детского возраста, 24 часа (12-14 апреля)

Нейропсихологическая диагностика отклоняющегося развития ребенка, 24 часа (17-19 мая)

Нейропсихологическая коррекция детей с отклонениями в развитии, 24 часа (уточняется по согласованию со слушателями)

Категория слушателей - лица с базовым психологическим и (или) педагогическим образованием: психологи, логопеды,  дефектологи, воспитатели, учителя начальной школы и другие специалисты, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Ведущие:     
Киселёв Сергей Юрьевич, зав. кафедрой клинической психологии и психофизиологии, департамент психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина,  к. пс. н., официальный представитель РФ в Международном Нейропсихологическом Обществе.

Александрова Людмила Петровна, руководитель центра интеллектуального и личностного развития ЛОГОС, практикующий нейропсихолог

 

О программе:   

Курс состоит из трех частей:

Теоретические основы нейропсихологии детского возраста, 24 часа.

Нейропсихологическая диагностика отклоняющегося развития ребенка, 24 часа.

Нейропсихологическая коррекция детей с отклонениями в развитии, 24 часа.

Часть 1. Теоретические основы нейропсихологии детского возраста:
Проблема детей с отклоняющимся развитием. Какие дети относятся к этой группе? Причины увеличения количества таких детей в современном обществе. 
Ограниченность традиционных методов диагностики и коррекции детей с отклоняющимся развитием.          
Краткое знакомство со строением и работой мозга. Основные принципы и закономерности созревания мозга и развития высших психических функций детей. 
Подробный анализ механизмов работы мозга, их значения для нормального психического развития детей, закономерности развития, а также последствия нарушения или отставания в созревании. 
Основные типы (синдромы) отклоняющегося развития у детей. Функциональная несформированность лобных отделов мозга, левой височной области, межполушарных отношений, правого полушария, дефицитарность подкорковых и стволовых образований мозга.

Ведущий Киселёв Сергей Юрьевич      

Часть 2. Нейропсихологическая диагностика отклоняющегося развития ребенка:

Нейропсихологическая диагностика детей (возраст 5-9 лет) направлена на оценку уровня сформированности базовых мозговых механизмов, лежащих в основе протекания психических процессов ребенка.  
В частности, она позволяет выявлять проблемы в развитии:

механизма регуляции и контроля,

межполушарного взаимодействия,

нейродинамического механизма,

аналитической (левополушарной) и холистической (правополушарной) стратегии обработки информации и других базовых мозговых механизмов психической деятельности.

Нейропсихологическая диагностика позволяет не просто описывать внешние симптомы нарушений психических функций, но и выявлять механизмы и причины, которые привели к наблюдаемому у ребенка симптомокомплексу.
Понимание механизма нарушения, в свою очередь, позволяет выстроить коррекционный процесс, направленный не на снятие внешних симптомов, а на работу с дефицитарным механизмом.      

Основные принципы и преимущества нейропсихологического подхода к диагностике отклоняющегося развития. Принципы синдромного анализа нарушений психических функций, выявления фактора и учета возрастного этапа развития психики ребенка.   
Краткое знакомство с разработанными в России и за рубежом нейропсихологическими методиками диагностики детей с отклоняющимся развитием (их преимущества и недостатки).       
Освоение методики нейропсихологической диагностики детей, разработанной в лаборатории нейропсихологии МГУ под руководством д.пс.н. Т.В.Ахутиной. Процедура проведения и оценки (количественной и качественной) нейропсихологических проб. Анализ ошибок у детей. 
Принципы написания заключения по данным нейропсихологического обследования ребенка.    
Демонстрация диагностических нейропсихологических обследований детей и анализ случаев (2 ребенка: дошкольник и учащийся начальной школы).

Ведущий Киселёв Сергей Юрьевич      


Часть 3. Нейропсихологическая коррекция детей с отклонениями в развитии: 
Теоретическое введение в проблему нейропсихологической коррекции детей. 
Краткое знакомство с разработанными в России нейропсихологическими методиками коррекции детей.        
Освоение комплексной методики нейропсихологической коррекции детей, разработанной к.пс.н. А.В.Семенович. Принципы коррекции гиперактивных детей, детей с когнитивными (познавательными) нарушениями, а также детей с нарушениями регуляции и контроля за поведением.       

Цель: Изучение основ нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте методом «Замещающего онтогенеза».  

 

 

Задачи: 

Знакомство с существующими методиками нейропсихологической коррекции

Знакомство с методом замещающего онтогенеза, показания, противопоказания.

Овладение базовыми нейропсихологическими, телесно-ориентированными, игровыми техниками коррекции детей.

Программа:

Упражнения для стабилизации и активации энергетического потенциала организма (1-ый функциональный блок мозга).      
Дыхательные упражнения.  
Массаж и самомассаж.         
Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация.
Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий.

Упражнения для формирования и коррекции базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.    
Ползание
Суставная гимнастика
Кинезиологические комплексы     
Двуручное письмо

Упражнения для формирования навыков внимания и переключения (3-ий функциональный блок мозга).

Игры и упражнения для развития пространственных представлений (2-ой функциональный блок мозга).

В программе: составление плана коррекционно-развивающих занятий, знакомство со структурой  занятия, составление индивидуальной коррекционной программы.         



 

 

 

Программу ведут

Киселёв Сергей Юрьевич, заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии, департамент психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, кандидат психологических наук.

Киселёв Сергей Юрьевич является специалистом в области нейропсихологической диагностики детей, с 1995 года ведет научную и практическую деятельность в области нейропсихологии детского возраста.    

Под руководством Сергея Юрьевича разработана компьютерная версия комплексного нейропсихологического обследования, адаптированная для детей дошкольного возраста. Проводит обучающие семинары в области нейропсихологической диагностики и коррекции детей.        

Повышение квалификации:

Однолетняя стажировка в лаборатории нейрокогнитивного развития детей Южно-Иллинойского университета (США),

Повышение квалификации на кафедре клинической психологии МГУ,

В центре нарушений речи у детей Оксфордского университета (Великобритания).

Обучение в летней школе международного общества исследования мозга (Хорватия),

Обучение на семинаре по проблемам психофизиологии развития института Макса Планка (Германия),

Институт повышения квалификации международного нейропсихологического общества (Греция).  


Научная деятельность, связанная с изучением нормального и отклоняющегося развития детей, неоднократно поддерживалась российскими и международными научными фондами. Результаты исследований опубликованы в ведущих научных журналах («Журнал высшей нервной деятельности», «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология», «Journal of Experimental Child Psychology»), а также представлены на российских и международных конференциях, в том числе в Стокгольме, Оттаве, Берлине, Милане, Генте, Сент-Луисе, Нью-Йорке, Цюрихе, Хельсинки.
 Киселев С.Ю. является официальным представителем Российской Федерации в Международном Нейропсихологическом Обществе.

Александрова Людмила Петровна, руководитель центра интеллектуального и личностного развития ЛОГОС, практикующий нейропсихолог

Повышение квалификации:

2003 г.,  Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при УрГУ им. А.М. Горького программа профессиональной переподготовки «Психология управления, социальная психология» Екатеринбург;

2005г., НОУ ВПО «Институт практической психологии «ИМАТОН», программа «Мастерская психологического консультирования», Санкт-Петербург;       

2006 г., институт сказкотерапии, Санкт-Петербург                                               
2006 г., «Арт – терапия», Ассоциация арт-терапевтов, Санкт-Петербург;                          
2008г., НОУ ДПО «Институт Коучинга», программа «Тренинг тренеров», Санкт-Петербург ;          
2008г., Уральский государственный университет им. А.М. Горького программа «Нейропсихология детского возраста», Екатеринбург;                    
2010г., «Уральский государственный университет физической культуры», программа профессиональной переподготовки «Теория и методика оздоровительных технологий и физической культуры Востока», Челябинск                   
2013г. Московский городской психолого-педагогический университет программа «Оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним», Сочи.

Разработана авторская программа эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Психолог и Я». Программе присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России» для использования в образовательных учреждениях, 2013г.

Конт.тел 8(904)972-04-60 Александрова Людмила Петровна

 

ajaxLoader